В целом профотборв конкретной организации предполагает следующие основные этапы
(см. Управление персоналом, 1998. С. 151-181):
1. Если
рассматривать новую организацию (или создание нового структурного
подразделения), то еще на предварительных этапах проводится планирование
структуры организации: определяется сам тип структуры и основные
отношения организации и персонала.
2. Далее проводится
проектирование организации, предполагающее: определение целей и результатов
деятельности; определяются связи с внешней средой; разделяются процессы (по
стадиям, по иерархическим уровням); группируются функции и выделяются основания
для объединения отдельных этапов работ в более обобщенные цепочки - в
соответствии со всем этим формируется и структура (конкретные подразделения и
рабочие группы) организации.
3. На основании
всего этого осуществляется общая оценка потребности в персонале.
Сама общая потребность в кадрах определяется в соответствии с базовой и
дополнительной потребностью в кадрах. Базовая потребность определяется из
объема работ и выработки на одного работника. Дополнительная потребность - это
различие между общей потребностью и наличием персонала на начало расчетного
периода. При долговременном планировании кадров охватывается перспектива на
период более трех лет.
4. Поиск и
организация потока претендентов: реклама в СМИ; обращение в
"рекрутинговые" агентства; обращение в службы занятости населения;
использование личных контактов; ярмарки вакансий; школы, гимназии, вузы и т.п.
·5. Работа
с самими претендентами предполагает следующие подэтапы:
oНа основании предварительного собеседования -
формирование базы данных о претендентах; подготовка списка кандидатов на
вакантные должности.
oСбор предварительной информации от кандидатов:
предварительное собеседование; заполнение стандартной формы анкеты (типа
"Сведения о кандидате"); прием "резюме" от самих кандидатов
и т.п.
oПроверка информации, полученной от кандидатов:
информация с прежних мест работы и учебы; проверка рекомендаций.
oТестирование кандидатов: личностные опросники; тесты
интеллектуальных способностей; тесты специальных способностей; групповые (в том
числе, и игровые) методы отбора; решение проблемных ситуаций и т.п. Именно
здесь могут пригодиться банки психодиагностических методик под конкретные
трудовые посты, составленных на основе предварительного аналитического
профессиографирования (см. выше).
oПри необходимости, медицинское обследование: запрос в
поликлинику по месту жительства; запрос в кожно-венерологический диспансер;
запрос в наркологический диспансер; запрос в психоневрологический диспансер.
oСерия последовательных интервью: со специалистом
отдела персонала (с менеджером по персоналу); с руководителем подразделения, в
котором имеется вакансия; со специально созданной комиссией ("панельное
интервью").
oОкончательное решение о зачислении на работу
(принимается либо решением руководства, либо специальной комиссией).
·При этом
возможны следующие типичные ошибки при оценке кандидатов:
oошибка центральной тенденции (когда часть кандидатов
оценивается средним баллом, т.е. всех подгоняют под "норму", хотя
можно ожидать, что кто-то из кандидатов лучше, а кто-то хуже);
oошибка снисходительности (когда большинство
кандидатов оцениваются высоким баллом, что может привести к приему на работу
неподходящих работников);
oошибка завышенной требовательности (большинство
получает очень низкие оценки, что приводит к отсеиванию потенциально пригодных
работников);
oэффект ореола (когда интервьюер оценивает кандидата,
ориентируясь лишь на какую-то одну, самую "главную" его
характеристику, т.е. теряется комплексность оценки);
oошибка контраста (когда средний кандидат оценивается
высоко, если он идет после нескольких довольно слабых кандидатов, или,
наоборот, оценивается низко, если идет после сильных кандидатов);
oстереотипизация в оценке (тенденция сравнивать кандидата
со стереотипом "идеального работника", который у каждого - свой и
может сильно отличаться от реальных требований работы).
6. Особого внимания требует организуемый иногда конкурсный
набор персонала на работу.
1) Цели конкурса:
поднятие престижа должности; привлечение большего числа кандидатов; повышение
объективности решения о приеме на работу, демократизация отбора и т.п.
2) Необходимые
элементы конкурсного отбора: наличие претендентов; конкурсная комиссия;
механизмы оценки достоинств конкурентов и принятия решения по итогам конкурса;
механизм информирования участников конкурсной процедуры о ходе и результатах
конкурса.
3) Основные подходы
к конкурсу: выборы - наиболее простой и традиционный способ (претендент не подвергается
специальным испытаниям, все решается мнением большинства членов комиссии на
основании изучения его документов и оценки опыта предшествующий работы); подбор
- с использованием собеседования и психологического тестирования (а не только
на основе изучения с документами претендента); отбор - на основе тщательного
изучения индивидуальных особенностей каждого претендента и прогнозирования его
профессиональной деятельности. 7. Часто реальный профотбор продолжается на
этапе профессиональной адаптации, тем более, что сейчас распространена
практика "испытательных сроков", по истечении которого с новичком
могут и не продолжить контракт. Здесь уместно вспомнить известные слова Е.А.
Климова о том, что "…у человека не может быть полностью готовой
профпригодности до того, как он практически включился в профессиональную
подготовку и соответствующую трудовую деятельность (способности формируются в
деятельности)" (Климов, 1990. С. 69).
Адаптация персонала предполагает выделение следующих основных этапов: а) оценка
уровня подготовленности новичка; б) ориентация - практическое знакомство нового
работника со своими обязанностями и правами; в) действенная адаптация - помощь
в освоении своего нового статуса; г) функционирование - постепенное преодоление
производственных и межличностных проблем и переход к стабильной работе (нередко
это происходит через 1-1,5 года после начала работы…).
В последнее время
все более популярны идеи о специализированной подготовке персонала с
элементами профориентации ипрофотбора
(точнее - профподбора) уже
в ходе самого профессионального обучения в вузе (близко к тому, что
раньше называлось "целевой подготовкой" и "целевой
аспирантурой"). При таком варианте обучающийся студент знакомится с
конкретными трудовыми постами (на какой-то фирме, заинтересованной в подготовке
определенных специалистов и установившей контакт с данным учебным заведением).
Студент может также выбрать то, что ему больше по душе. И в соответствии с этим
сама подготовка студента может осуществляться уже по индивидуальным
планам и программам, учитывающим специфику будущей работы. Заметим, что
такая схема допускает и подготовку по двум или даже трем специализациям,
предоставляя будущему специалисту еще больший простор для выбора.