ПСИХОЛОГиЯ Четверг, 21.11.2024, 14:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная страница | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [10]
Психология управления [14]
Наш опрос
Гомосексуализм - это...
Всего ответов: 134
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика
Начало » Статьи » Мои статьи

Фрейд и его эдипов комплекс

 

Дмитрий Клепинин

Фрейд и его эдипов комплекс

Журнал Городское Танго. Июнь-июль 2008

«Враждебные  чувства  направляются  как

против более старших, так  и против более младших братьев и сестер. Кажется, Бернард Шоу высказал мысль: "Если есть кто-то, кого молодая английская  дама ненавидит  больше,  чем  свою  мать, то это ее старшая  сестра".  Но в  этом изречении  есть нечто удивительное для  нас.  Ненависть  братьев и сестер  и соперничество  мы  можем, в крайнем  случае, понять, но  как  может возникнуть ненависть в отношениях между дочерью и матерью, родителями и детьми?»

З. Фрейд. Введение в психоанализ

 

Много тысяч лет назад в Фивах у царя Лая и царицы Иокасты должен был родиться сын.

«У нас будет ребенок!»

«Наконец-то!»

Мы задумываемся о кроватке, коляске, бантах и покрывалах, подгузниках и одежде для маленького. Мы пристально вглядываемся в экран УЗИ пытаясь определить пол будущего… Кого? … Родственники мучают нас тем же вопросом … «Ну, кто? Кого ждете?» - «Ребенка», - отвечаем мы.

Радости будущих родителей не было предела, пока оракул не предсказал Лаю, что его еще неродившийся сын убьет его, когда вырастет. После рождения малыша отнесли в горы и бросили там, на верную гибель.

«Мама! Я хочу спать с вами!! Не бросайте меня одного», - кричит трехлетний Максим…

На третий после рождения день, зимой, Эдип брошен в горах в долине у подножья горы Киферон. Холодный ветер леденит тело младенца, и адская боль пронизывает проколотые по приказу отца ноги.

«Мне холодно здесь! Я боюсь! Здесь какие-то чудовища выглядывают из шкафа!»

Но мальчику было не суждено погибнуть. По крайней мере, пока. Пастух нашел младенца и отнес его царю Полибосу, который усыновил ребенка, дав ему имя Эдип, что означает «имеющий вспухшие ноги».

Во дворце ребенок рос, пока не вырос в прекрасного молодого юношу. В поисках приключений и славы юный Эдип покидает Коринф и отправляется на поиски приключений. Может быть, он и остался бы при приемном отце, но ровесники обвиняют и дразнят его в том, что он приемыш…

«А, вот идет Эдип – сын ослицы и сын обезьяны. Ты чужой. Ты не настоящий! Полиб просто приютил тебя из жалости!»

И вот, Эдип отправляется в Дельфы. А там, оракул предсказывает ему, что он убъет своего отца и женится на своей матери…

Запрет на инцест – первое табу человеческого рода, связанное с половыми отношениями. Таким запретом первобытное общество пыталось не только регулировать свои половые отношения. Это и попытка предотвратить дефективное потомство, и попытка установить мир внутри первобытного рода. С первобытных времен этот запрет плотно вошел в жизнь человечества…

Ужасу Эдипа от переданного через пифию предсказания оракула, нет предела. Он убьет Полибоса?! Не бывать этому никогда! Но предсказание? И Эдип мчится прочь. Как можно дальше от «родного» дома.

«Я ухожу. Вы замечательные родители. По крайней мере, других у меня нет и не будет. Но знаете… Мне проще сейчас побыть одному.»

Эдип направляется в Фивы. Крупный богатый край. Почему не попытать там счастья? Но по дороге в город, он сталкивается с огромной процессией. Раздувая ноздри мчатся огромные кони, летят колесницы. «Посторонись!» Но поздно. Эдип не успевает отойти с дороги и колесница Лая, царя Фив (о чем Эдип вряд ли даже догадывается), наезжает ему на ногу.

Дальше между путником и Лаем возникает конфликт, вполне легко укладывающийся в современные «понятия» при разборе дорожных происшествий.

«Ну как ты держишь дрель! Ты же сейчас разнесешь всю стену!» - «Да пошел ты, старый козел!»

«Ты же ничего не понимаешь в жизни! Ты, недоросль!» - «Ты, зато много понимаешь, старый маразматик!»

«Ну кто так делает?!» - «Ну я. Дальше что?!» - «А то, что ты не на что не годен! Выросло дитятко!! Кошмар какой-то» - «Ну и делай сам, раз такой умный!»

Конфликт (как и сегодня) легко переходит в физический контакт, в ходе которого Эдип убивает Лая, не зная, что он его отец.

После убийства отца Эдип омывает посох в реке, названной позже Эдиподия, и продолжает свой путь в Фивы. На границе города ему встречается сфинкс, которая, по слухам, послана на Фивы за похищенного влюбленным Лаем Хрисиппа, но это совсем другая история.

«Мама, а что это?», «Папа, а почему?», «Деда, отгадай загадку!»

А здесь нас интересует то, что сфинкс – чудовище с телом собаки, крыльями грифона и головой женщины стояло у входа в Фивы и задавало проходящим вопросы, на которые те не могли ответить, а, следовательно, по правилам игры, съедались сфинкс. Эдип с загадкой справился и униженная сфинкс погибла, а путь в Фивы был открыт.

Благодарные жители вносят Эдипа в город на руках. И самое большее, что они могут дать за его доблесть – это жизнь и чресла царицы.

«Маааам! Ну, пожалуйста! Я же вам не помешаю спать, правда?»

«Дорогой, но он же правда нам не помешает. Ну, не будь таким букой!»

 

«Мама, а когда я вырасту, я смогу на тебе жениться?»

«А папа как же?» - «…», - молчит. Задумался.

Иокаста рожает Эдипу двух сыновей – Этеокла и Полиника и дочерей Антигону и Исмену…

Боги не смогли стерпеть такого попрания норм, и на Фивы была послана моровая язва, знакомая нам сегодня как бубонная чума. Жители города заболевали один за другим, покрываясь гнойными и кровоточащими язвами, умирали, задыхаясь в собственном кашле. Спасение города было возможно только при условии изгнания убийцы Лая. Эдип клянется раскрыть преступление, однако, довольно скоро он узнает правду. Практически одновременно вскрывается правда о его происхождении. Конец древнегреческого предания, записанного Софоклом, трагичен. Не в силах вынести т а к о й правды, Иокаста повесилась, а Эдип, ослепил себя заколкой от ее хитона.

После того, как его сыновья стали пренебрегать им, он покинул Фивы с дочерью Антигоной и умер вдали от родного города в Колоне, близ Афин.

Термин Эдипов комплекс предложил Зигмунд Фрейд для описания влечения ребенка к родителю противоположного пола. Позднее Карл Густав Юнг ввел понятие комплекс Электры, для описания случаев влечения девочек к отцу, однако Фрейд считал, что такое деление необоснованно, и в классическом психоанализе до сих пор принято понятие Эдипов комплекс как для мальчиков, так и для девочек. Действительно, чем провинилась Электра? К убитому отцу она, судя по мифологии (в описании Эсхила, Софокла, Еврипида) влечения не испытывала. Она сама чуть было не стала жертвой своей матери Клитемнестры, следом за ее мужем Агемемноном. Позднее, мстя матери за смерть отца, дети Орест и Электра организовали ее убийство, но в этом мифе нет ни сексуального подтекста, ни изначального стремления ребенка к убийству своего родителя.

Собственно в чистом виде, всего этого нет и в мифе об Эдипе. Ведь Эдип не знал, что надменный всадник, которого он убил на дороге в Фивы, его отец, а царица Фив, которая стала его женой после того, как его избрали на царство – его мать. Но в то же время этот миф показывает возможность инцестуальных отношений как таковую, и содержит в себе грозное предупреждение по поводу нарушения табу на инцест. Собственно для этого и нужен миф об Эдипе – в напоминание человечеству о строгой необходимости соблюдать запрет на половые отношения между детьми и родителями.

Запрет, который в каждом из нас сидит настолько плотно, что сама мысль о возможных отношениях подобного рода вызывает отвращение.

Тогда почему мы говорим, что каждый ребенок подсознательно тянется к родителю противоположного пола, испытывая к нему не что иное, как сексуальное влечение? Стоп. Не мы. Зигмунд Фрейд (Толкование сновидений. 1899). Психоанализ – это отнюдь не вся психология, а всего лишь одна из психологических объяснительных моделей. И то, в последнее время, достаточно часто от психологов можно услышать весьма справедливую мысль о том, что психоанализ – это не столько научное направление в психологии, сколько философская (а, стало быть, умозрительная) концепция.

Попробуем разобраться насколько все это серьезно.

Психоаналитики говорят о том, что каждый ребенок проходит в своем детстве фазу развития от 2,5 до 6 лет, в ходе которой и формируется влечение к родителю противоположного пола, что является абсолютно нормальным. Проблемной эта фаза может стать, если не произойдет нормальная «отработка» Эдипова комплекса, и влечение сохранится и в более позднем возрасте. Такое возможно как минимум в двух случаях – смерть одного из родителей в раннем возрасте ребенка, или деспотизм родителей, особенно матери, критично относящейся к мужским качествам своего супруга. Изначально ребенок испытывает привязанность к матери, а по Фрейду эта привязанность носит характер влечения, формирующегося еще на первых моментах жизни, когда во время кормления грудью, ребенок получает удовлетворение от раздражения ротовой полости соском матери. К трем годам, центр удовольствия смещается, и ребенок переходит на так называемую «фаллическую» стадию развития. Эта стадия по-разному протекает у мальчиков и девочек. У мальчика во время мастурбации появляются фантазии эротического характера, связанные с матерью, а, как следствие, формируется ревность к отцу. При этом ребенок понимает, что отец в силе наказать его за эти стремления. И по Фрейду, таким наказанием ребенок представляет себе кастрацию. Так формируется кастрационный комплекс – страх потери пениса у мальчиков. Такая ситуация усугубляется тем, что в возрасте трех – пяти лет дети, как правило, знакомятся с анатомическими подробностями полового строения друг друга, и тут открывается новая почва для фантазирования. Оказывается, девочки – это бывшие мальчики, которые уже подверглись такому наказанию.

Вообще довольно сложно представить себе все это по отношению к трехлетнему ребенку – и мастурбацию, и идею о возможной кастрации, и эротизм к матери…

У девочек кастрационный комплекс также (якобы) проявляется. Он основан на том, что девочка чувствует себя обманутой и завидует мальчикам, когда обнаруживает, что у тех есть пенис. Эта так называемая зависть к обладателям пениса приводит к развитию у девочки желания быть с отцом и избавиться от матери, которую она считает виновницей вставшей перед ней дилеммы. Кстати, З. Фрейд утверждал, что поскольку женщина является гораздо менее зрелой в сексуальном плане, чем мужчина, она несет в себе всю жизнь зависть к обладателям пениса.

Ффух… Хватит экскурса в классический психоанализ? Тогда попробуем разобраться по порядку.

В поведении, в речи ребенка можно частенько обнаружить сигналы, которые легко натолкнут озабоченного родителя на мысли об Эдиповом комплексе. Но стоит ли спешить искать в стремлении малыша обнять родителей покрепче или забраться к ним в кровать ночью проявления его полового влечения?

Любому ребенку свойственно тянуться к родителям. Любой ребенок сперва привязан к матери, а позднее учится общаться с отцом. Это легко объясняется, если рассматривать ситуацию общения ребенка с родителями несколько шире, чем в одностороннем порядке. Для ребенка связь с матерью первична – еще на уровне эмбрионального развития устанавливается эмоциональный контакт двух самых близких в мире существ. Эмоциональным этот контакт преимущественно и остается на всем протяжении жизни. Контакт с отцом (существом рациональным) может установиться только при условии овладения ребенком речью, а стало быть, не раньше чем через год-полтора от рождения. В возрасте трех – пяти лет ребенок активно осваивает различные позиции мира взрослых. Правила, социальные роли, предметные действия, профессиональная деятельность – все это ребенок присваивает в рамках сюжетно-ролевой игры, имеющей в этом возрасте решающее значение. Там же, впервые, ребенок пробует каково это – быть мужчиной или женщиной (вспомним игру в дочки-матери). При этом, сексуальный аспект мужского/женского поведения в детской игре практически не встречается. Точнее не встречался, когда в эти игры играли родители современных детей. Сегодня, благодаря активному сексуальному просвещению в средствах массовой информации, аспект полового влечения входит и в детские игры с куклами.

Именно от родителей во многом зависит, во что будут играть их дети. Но любой воспитатель любого детского сада подтвердит, что каждое чадо в своей игре воспроизводит ту форму половых отношений, которая свойственна его семье. То есть, ребенок учится быть взрослым, беря за эталон те образцы мужественности и женственности, которые видит в своих родителях.

Кастрационный комплекс трудно зафиксировать в жизни, скорее всего – это просто плод воображения Фрейда. Хотя, в речи и сознании детей тема устройства полового аппарата занимает довольно серьезное место в возрасте от трех до пяти. Но страх потери пениса у мальчиков?! Зависть к мальчикам по поводу отсутствия пениса у девочек?!

А как быть с желанием ребенка попасть к родителям в постель? Впервые это желание может возникнуть абсолютно без какой-либо связи с половым влечением. Ребенок может испытывать одиночество, тревогу, ему может быть просто холодно. А вот, если вы пошли у ребенка на поводу, и реализовали это желание, отучить его от привычки спать с вами будет гораздо труднее, чем отказать в этой просьбе изначально. И взрослеющий малыш, может проявлять излишнее внимание к родительским половым органам, с трудом будет учиться чувствовать себя спокойным и защищенным вне родительского круга общения, ему будет сложнее научиться самостоятельности в более позднем подростковом возрасте.

Возможная профилактика возможного Эдипова комплекса должна заключаться не в том, чтобы полностью исключить какие-либо половые вопросы из общения родителей и ребенка – напротив, разумная осведомленность дома предотвратит появление ненужных мифов с улицы. Также неразумно сводить контакты с родителем противоположного пола к минимуму. Контакт с родителями обоего пола крайне важен для ребенка, поскольку именно так он (ребенок) может получить достоверную информацию о мире взрослых, изложенную с принципиально разных позиций – мужской и женской. Постепенно родитель своего пола становится для ребенка моделью для подражания, образцом сексуальности, а родитель противоположного пола – советником в разных вопросах, в том числе, и в вопросах, связанных с отношениями между полами. Чувство же вражды, буде оно возникнет в отношениях между сыном и отцом, или между матерью и дочерью, как правило ярко проявляется в подростковом возрасте и связано с эмансипацией ребенка, с его стремлением доказать, что он не хуже, а лучше, что он освоил ту самую социальную роль, ту модель полового поведения, которая впервые стала для него значима в детском возрасте. Стремление подростка и юноши доказать старшему поколению, что он не то что не хуже, а лучше их способен справляться с задачами взрослого лежит в основе развития человеческой цивилизации – в противном случае мы бы до сих пор с наслаждением использовали палки-копалки, свято веря в то, что родители лучше нас знают что и как делать. Примеры такого развития в истории человечества есть – это некоторые общины, замкнутые на «заветах предков». Как правило судьба таких общин печальна – постепенная стагнация, деградация и вымирание.

Есть ли Эдипов комплекс? Скорее нет, чем да. Он хорошо вписывается в психоаналитическую картину мира, но за рамками объяснительной модели Фрейда он становится довольно уязвимым объектом для критики. Однако, если с помощью таких построений вам проще объяснить себе почему ребенок конкурирует с родителем своего пола, или почему наш партнер чем-то неуловимо напоминает нашего родителя – с Богом. В современном мире мы можем верить во что угодно. Только очень тяжело жить с ощущением того, что любое действие как твое, так и окружающих подчинено сексуальным мотивам. Главное помнить, что иногда банан – это просто банан.

Категория: Мои статьи | Добавил: dmitry (24.10.2008)
Просмотров: 1363 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2006
Бесплатный хостинг uCoz