Методика измерения самооценки Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн разработана для исследования школьников. Методика сравнительно проста в проведении и обработке.
Опросник личностный, разработан К.
Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к
конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной
ситуации. В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас
считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов,
основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с
вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и
напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.
Методикапредставляет собой одну из шкалметодикиО .Ф .Потемкиной« Диагностикасоциально-психологическихустановокличностивмотивационно-потребностнойсфере
» и позволяет выявить склонность человека к поведению, обусловленному
эмпатийностью.
Проективная методика исследования личности, предназначенная для
изучения: поведения индивида в ситуации фрустрации; реакций страха,
тревоги, агрессии. Данный тест продолжает «традиции» изучения
фрустрации как психологического феномена, заложенные С.Розенцвейгом. Стимульный
материал представлен различными гипотетическими ситуациями, на которые
испытуемому необходимо дать ответы в свободной форме. Круг
фрустрирующих ситуаций затрагивает такие области межличностного
взаимодействия как отношения со значимыми близкими людьми (отец, мать,
жена, муж, дочь, сын), а также сферу делового взаимодействия и бытового
общения. В своей разработке вербального фрустрационного теста (ВФТ) автор в первую очередь исходил из следующих посылок: 1.
Реакция на фрустрацию зависит от типа реагирования, т.е. от ведущей
тенденции, уходящей корнями в конституционально заданную предиспозицию. 2.
Реакция на фрустрацию зависит от иерархии ценностей обследуемого лица,
то есть от того, насколько значима зона интересов обследуемого лица,
которая при этом оказалась задетой. 3. Сила этой реакции тем сильнее
выражена, чем менее значимо для конкретного индивида фрустрирующее
лицо, так как непосредственные реакции проявляются более свободно
именно в тех контактах, которые менее значимы: напротив, в общении со
значимыми другими индивид максимально контролирует свои высказывания и
поступки, особенно агрессивные реакции. Для учета и формализации
данных обследования, по мнению автора, оказалось более удобным
использовать вербальный тест, в котором процедура обследования включает
в себя не только ответы-высказывания (Что бы я сказал?) но и описание
испытанных при этом чувств (Что бы я почувствовал?), когда испытуемый
пытается ответить на поставленные в эксперименте фрустрирующие его
вопросы. Разработана достаточно подробная интерпретационная схема,
позволяющая проводить качественно-количественный анализ полученных
результатов. Практическое применение теста показало его надежность и
меньшую подверженность мотивационным искажениям по сравнению с другими
тестами, направленными на измерение агрессивности.
Методика была предложена Сандрой Бем (Sandra L. Bem, 1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник может применяться и в форме экспертного рейтинга.