ПСИХОЛОГиЯ Четверг, 25.04.2024, 03:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная страница | Библиотека | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Психологическая литература [15]
учебно-методический материал по различным психологическим дисциплинам
Художественная литература [3]
Литература, имеющая непосредственное отношение к личностному и профессиональному развитию. Просто интересные и иногда смешные книги
Популярная психология [2]
Книги, доступные для понимания широкому кругу пользователей. Тщательно отобранные :)
Учебные материалы [2]
Методики [7]
Преимущественно тестовые методики диагностики
Наш опрос
Гомосексуализм - это...
Всего ответов: 134
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика
Начало » Файлы » Библиотека » Методики

фрустрационный тест" Л.Н.Собчик
[ Скачать с сервера (127.5 Kb) ]

Особенности личности проявляются ярче в состоянии эмоционального напряжения. Поэтому психологи внимательно изучают реакции индивида в ситуации фрустрации. Рассматривая понятие фрустрация в рамках психодиагностического подхода и с точки зрения межличностного взаимодействия, мы имеем в виду ситуации, в которых окружающие индивида лица специально или нечаянно ущемляют его интересы, что приводит к блокировке значимых потребностей, или задевают его самолюбие, негативно воздействуя на его самооценку.

В ситуации фрустрированности эмоциональное состояние проявляется: 1) как реакции страха, тревоги, отказа от самореализации, может сопровождаться чувством вины, стремлением уйти от конфликта; 2) как наступательное, обвиняющее других, активное или даже агрессивное поведение, враждебные высказывания или действия; 3) как стремление подавить и те и другие реакции, пассивно или индифферентно отнестись к случившемуся, постараться нивелировать остроту конфликта. Естественно, "выбор" типа реагирования в основном - непроизвольный, но в значительной степени зависящий от базисных свойств личности.

В первую очередь следует обратиться к широко известному фрустрационному тесту Розенцвейга, стимульным материалом к которому являются сюжетные картинки. Методика С.Розенцвейга создана в 1944 году и занимает промежуточное место между ассоциативным вербальным тестом и Тематическим апперцептивным тестом Мюррея. Адаптация теста к отечественной популяции принадлежит Н.В.Тарабриной. Каждый контурный рисунок (их всего 24) теста отражает ситуацию незаконченного диалога, в котором одно действующее лицо высказывает в адрес другого человека то, что должно так или иначе вызвать фрустрацию. Реакция на ситуацию отражается в том произвольном ответе, который должен высказать от имени этого персонажа обследуемый человек. В зависимости от изображенных на картинках сюжетов, они моделируют ситуации "препятствия" и "обвинения".

Каждый ответ испытуемого оценивается с точки зрения двух критериев: направления и типа реакции. По направленности ответы делятся на:
1. Экстрапунитивные (направленные вовне, на других людей или на окружающие объекты) в форме осуждения и требования к другим разрешить ситуацию.
2. Интропунитивные (направленные индивидом на самого себя, с чувством вины и стремлением взять на себя ответственность за исправление ситуации).
3. Импунитивные реакции (фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемым как малозначимая, не связанная ни с чьей виной и склонная исправиться сама собой).

Типы реакций различаются следующим образом:

  • С фиксацией на препятствии.
  • С фиксацией на самозащите, защите своего Я.
  • С фиксацией на удовлетворении потребности.
Из этих шести категорий получается девять возможных сочетаний - девять факторов оценки реакции на фрустрацию, и два дополнительных варианта с отрицанием собственной вины. Каждый учитываемый фактор оценивается как 1 балл. Оценки суммируются и вычисляются их процентные соотношения. Полученные количественные величины рассматриваются в качестве меры индивидуальной адаптации каждого конкретного обследуемого.

Таким образом, фрустрационные реакции оцениваются параллельно по их направленности, интенсивности и содержательной стороне. Интересно отметить, что применение методики опытным психологом дает более широкое представление о личности обследуемого лица, так как помимо типа реагирования на фрустрацию, она позволяет выявить степень эмоциональной зрелости, а также некоторые индивидуально-типологические особенности, что подтверждается данными других психодиагностических тестов.

Однако, опыт использования данной методики обнаружил следующие ее слабые стороны: она в значительной мере подвержена влиянию установочных реакций (обследуемый в эксперименте может настолько хорошо контролировать себя, что истинная реакция на стресс не проявляется); она не дает дифференцированного подхода к разного рода фрустрациям в зависимости от степени значимости тех или иных ценностей в индивидуальной иерархии ценностей. Кроме того, не учитывается степень значимости того лица, от которого исходит фрустрирующее воздействие.

В своей разработке вербального фрустрационного теста (ВФТ) автор книги в первую очередь исходит из следующих посылок:
1. Реакция на фрустрацию зависит от типа реагирования, т.е. от ведущей тенденции, уходящей корнями в конституционально заданную предиспозицию.
2. Реакция на фрустрацию зависит от иерархии ценностей обследуемого лица, то есть от того, насколько значима зона интересов обследуемого лица, которая при этом оказалась задетой.
3. Сила этой реакции тем сильнее выражена, чем менее значимо для конкретного индивида фрустрирующее лицо, так как непосредственные реакции проявляются более свободно именно в тех контактах, которые менее значимы: напротив, в общении со значимыми другими индивид максимально контролирует свои высказывания и поступки, особенно агрессивные реакции.

Для учета и формализации данных обследования оказалось более удобным использовать вербальный тест, в котором процедура обследования включает в себя не только ответывысказывания (Что бы я сказал?), но и описание испытанных при этом чувств (Что бы я почувствовал?), когда испытуемый пытается ответить на поставленные в эксперименте фрустрирующие его вопросы.
Категория: Методики | Добавил: dmitry
Просмотров: 2763 | Загрузок: 265 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2006
Бесплатный хостинг uCoz